четверг, 30 октября 2014 г.

Пшеничный хлеб с цельнозерновой мукой в хлебопечке



- Хлеба и зрелищ... - улыбаясь, прокомментировала я, глядя как мой сынишка, покушав, вылез из-за стола и потопал к телевизору смотреть мультики.
Калинка рассмеялась.
- Вот и тема сегодняшнего урока! - Вдруг весело сказала она. - Даже не урока, а зачета! Помнишь сказку про Царевну-лягушку, где одним из испытаний невесткам было задание испечь хлеб?
- Конечно помню! - Ответила я - То есть мне для зачета надо испечь хлеб? - Я с сомнением посмотрела на своего кулинарного академика. - Это пройденный материал, я же люблю печь хлеб. И не только потому, что домашний хлеб имеет прекрасный вкус, а при  его выпечке благоухает квартира, но еще и потому, что я предпочитаю точно знать, из чего сделан хлеб, который ест моя семья.
Калинка опять рассмеялась и захлопала в ладоши:
- Ты абсолютно права, Sous-chef! И по этому пройденному материалу мы сделаем зачет. Приготовлением какого хлеба ты хочешь меня сегодня поразить?
Я лишь немного подумала и ответила:
Пшеничный хлеб на дрожжах. С цельнозерновой мукой.  И испеку я его при помощи хлебопечки!

Ингредиенты:

Вода/картофельный отвар/сыворотка 240 г
Сахар мелкокристаллический 1 ст.л. (13 г)
Соль мелкая, не йодированная 1 ч.л. (8 г)
Масло кунжутное 20 г
Порошок пахты или сухое молоко 20 г
Мука пшеничная цельнозерновая 150 г
Мука пшеничная высшего или 1 сорта 230 г
Мучка тыквенная/кунжутная 20 г
Дрожжи сухие быстродействующие 1,25 ч.л.

Приготовление:

- Устанавливаем лопатку для замешивания на вал ведерка хлебопечки. - Начала я комментировать свои действия. Сосредоточенная, я старалась не упустить никакой мелочи - все-таки зачет!
- Загружаем отмеренные ингредиенты в ведерко хлебопечки. Вообще порядок предписан производителем, что загружать сначала -  жидкие или сыпучие, или наоборот. Главное, чтобы сухие дрожжи не контактировали с жидкостью, солью или сахаром - только с мукой. Но! - Я сделала паузу и гордо посмотрела на Калинку, - инструкции штука полезная, но личный опыт не убьешь! Лично мне гораздо удобнее начинать с жидкостей. Вот залили воду и масло, в нее забросили соль и сахар. Так они сразу начнут растворяться, а уж если бы мы вместо сахара использовали мёд, то и тем более. Затем всякие мучки, хлопья, отруби (если бы мы их использовали) - так они начнут впитывать жидкость и колобок будет проще отследить. Ну а последней уже мука, в ней делаем углубление и засыпаем последними дрожжи, так мы точно знаем, что ни с чем кроме муки они у нас до начала замела не контактируют.

Калинка кивнула головой и я, молчаливо одобренная своим строгим учителем, продолжила:

- Муку перед закладкой просеиваем, чтобы насытить кислородом.


- Устанавливаем ведерко в хлебопечку,  закрываем крышку, выбираем основную программу, изменяем при необходимости вес хлеба и цвет корочки. Старт.
- Ну? - После некоторой паузы, прищурившись, промолвила Калинка. - Чего-то не работает хлебопечка твоя.
- Без паники! У меня просто модель такая, что не начинает замес сразу, а в течение примерно 30 минут лишь слегка подогревает ведерко, выравнивая температуру ингредиентов. По инструкции общее время основной программы 4 часа, из них 30 минут на первоначальное выравнивание температуры, последние 50 минут - это выпечка, а все время между ними - это замес, расстойка и обминки.

- И что, все? Теперь на 4 часа можно к хлебопечке не подходить?
- Теоретически да, - Ответила я, понимая, что раз у нас зачет, то любой вопрос учителя не так прост... - Но практически у нас всегда разная мука, тем более в этом рецепте мы используем цельнозерновую. Потому я бы таки за колобком первое время присмотрела, при необходимости отрегулировав количество муки. Для этого засыпаем ее при закладке ингредиентов не всю, а 50 г оставим на потом, в процессе замеса всыпаем необходимое кол-во в зависимости от состояния колобка. Ну и можно мягкой лопаткой помочь всем ингредиентам собраться в одну кучу со стенок и уголков. Колобок в итоге должен получиться мягким, влажным, но не липким; по дну ведерка не мазаться.
- А когда хлеб уйдет на выпечку, мешалка в нем останется? - Продолжала Калинка свои коварные вопросы.
- В большинстве случаев так и поступают. Но мне не нравится хлеб с такой большой прорезью в дне от мешалки, потому мы ее извлечем после последнего выпуска газов, перед последней расстойкой. У нас это за 01:40 до окончания программы, заодно и хлебушек поровнее в ведерке поправим смазанными маслом руками.
Калинка опять одобрительно кивнула головой.


- По окончании программы вынимаем ведерко. - Я уже по знакомому хлебному запаху, заполнявшему квартиру, чувствовала, что все получилось.
- Тут нужно помнить, что оно горячее, лучше одеть кухонные рукавицы или воспользоваться полотенцами/прихватками, кому чем удобнее. Готовый хлеб запекся вокруг вала, а уж если мы не стали вынимать мешалку, то хлеб может засесть в ведерке и того прочнее, однако стараемся извлечь хлеб, наклонив ведерко и потряхивая его, таким образом, чтобы буханка не вывалилась, а аккуратно выехала боком. Если не  убирать мешалку до выпечки, то сделать это нужно сразу после, пока хлеб горячий и корочка мягкая. - Я аккуратно вынула хлеб из ведерка.

- Оставить хлеб охлаждаться нужно на решетке, чтобы низ не отсырел.


- Хлебу положено остывать не меньше часа. Это пшеничному, ржаной так вообще часто рекомендуют разрезать только на следующий день. Ведь остывание хлеба - это один из процессов его приготовления! - Закончила я на торжественной ноте, и в ожидании посмотрела на Калинку.


- Браво! Это Зачет!!! - Калинка  в артистичной манере аплодировала мне стоя. Я смутилась, и это окончательно развеселило мою фею, которая громко и искренне рассмеялась.
- На самом деле я довольна. - Уже спокойно сказала Калинка. - Хрустящая золотистая корочка,  аромат свежевыпеченного хлеба, его пышность - это все показатели того, что хлеб удался. А значит зачет сдан, царевна прошла испытание, и в этом доме, где пекут хлеб, всегда будет сытно, тепло и уютно!

Комментариев нет:

Отправить комментарий